. НДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII голландцы(2). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
НДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII голландцы(2). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

LiveInternetLiveInternet

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот.

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.

-Музыка -Метки -Рубрики
  • Живопись (1188)
  • нидерландская и фламандская живопись (854)
  • голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
  • сюжеты в живописи (104)
  • английская живопись (11)
  • российская живопись (10)
  • Династии России (512)
  • Трубецкие (66)
  • Строгановы (39)
  • Юсуповы (33)
  • Нарышкины (33)
  • Голицыны (28)
  • Шереметевы (27)
  • Демидовы (26)
  • Чернышевы (25)
  • Орловы (25)
  • Толстые (23)
  • Воронцовы (23)
  • Волконские (21)
  • Куракины (21)
  • Шуваловы (21)
  • Барятинские (18)
  • Оболенские (14)
  • Бенкендорфы (14)
  • Анненковы (13)
  • Румянцевы (10)
  • Мусины-Пушкины (9)
  • Бакунины (9)
  • Сухово-Кобылины (7)
  • Муравьевы (4)
  • Бестужевы (4)
  • Головкины (4)
  • Бобринские (3)
  • Бестужевы-Рюмины (2)
  • музыка (430)
  • города и страны (295)
  • о Голландии (169)
  • о Бельгии (100)
  • Муром (25)
  • история (274)
  • декабристы (143)
  • Голландия (44)
  • Голландия. Немного истории. (27)
  • Бельгия (25)
  • российско-голландские связи (18)
  • Приключения голландцев в России (7)
  • Испания (6)
  • Муром (5)
  • Россия (3)
  • ЖЗЛ (191)
  • Пушкин и вокруг (90)
  • Россия (34)
  • Голландия, Бельгия (18)
  • Блумсбери (14)
  • Англия (10)
  • Муром (8)
  • Франция (8)
  • Америка (6)
  • разное (71)
  • видео (26)
  • тесты, астрология (18)
  • для дневника (5)
  • культура, искусство (4)
  • для детей (4)
  • праздники (27)
  • праздники голландии (13)
  • праздники России (5)
  • Космонавтика, Байконур (25)
  • Мятлевский (14)
  • Скульптура (9)
  • голландия (6)
-Ссылки -Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Интересы -Друзья -Постоянные читатели -Сообщества -Трансляции -Статистика

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.

Здесь экспонируются картины так называемых «маленьких (или малых) голландцев», среди которых, вопреки этому термину, были и очень крупные мастера. Достаточно назвать братьев Остаде, Терборха, Стена, де Хоха, чтобы убедиться, что отнюдь не степень талантливости, а всего лишь небольшой размер полотен был поводом к этому наименованию.

Кабинетный формат картин — первое, что бросается в глаза посетителю Шатрового зала, особенно попадающему сюда пз выставочных помещений итальянской, фламандской или испанской школ живописи. Не менее заметное качество голландских картин — это почти полное отсутствие у них декоративных свойств. Картины маленьких голландцев создавались не для украшения помещений. Обычное для XVII века непритязательное черное обрамление приглашало, как окно, подойти поближе и заглянуть в открывающийся взору мир.

Этой близкой точке рассматривания отвечали тщательная, почти миниатюрная техника письма, полная законченность целого и мельчайших деталей. Ими надо любоваться каждой в отдельности, внимательно, без торопливости разглядывая изображение. Наконец, отметим, что картины маленьких голландцев почти всегда строго выдержаны в границах определенного жанра. Поэтому экспозиция Шатрового зала, ломимо общего всем выставкам Эрмитажа принципа хронологической последовательности, отличается еще и распределением по жанрам: слева (от входа) экспонируются портрет п бытовой жанр, справа — пейзаж и натюрморт.

Маленький, кабинетный. формат картин не был случаен. Место прежних потребителей искусства - церкви с ее храмом и феодала с его замком — занял новый заказчик: представитель третьего сословия, которому для своего скромного жилища не требовались большие картины. Да и заказ, в прежнем смысле слова, делался теперь главным образом лишь на портрет. Произведения остальных жанров создавались художником «на рынок».

Это, конечно, ие означало, что художник был абсолютно свободен в своем творчестве. Рынок, то есть вкус нового потребителя произведений искусства — буржуа, предъявлял живописцу свои требования. Эти требования молодого восходящего класса носили, особенно на первых порах, весьма трезвый, демократический характер: произведение искусства должно правдиво, без прикрас показывать жизнь.

Представитель вчерашнего угнетенного сословия, ныне обладатель материальных и духовных ценностей государства, прежде всего хотел видеть свое собственное изображение. Его не смущало, что с холста глядело не совсем красивое и не очень одухотворенное лицо, что фигура не отличалась изяществом, а костюм — элегантностью.' Придет время, когда раздобревшие бюргеры захотят быть похожими на аристократов, но пока требовалось, чтобы изображенный на портрете человек имел характер, чтобы в чертах лица сквозила решимость, в руках чувствовалась цепкая деловая хватка, в фигуре — сила.

Поттер, Паулюс. 1625-1654 Цепная собака Голландия, Около 1650-1652

Поттер, Паулюс. 1625-1654 Ферма Голландия, 1649 г.

Пейзаж с крестьянской фермой талантливому молодому живописцу Паулюсу Поттеру заказала Амалия ван Солмс, супруга главы Голландской республики Фредерика Хендрика Оранского. Картина получилась превосходная. Коровы, козы, овцы, куры и лошади изображены в самых различных группах и сочетаниях. Присутствуют здесь и жанровые сценки. Одна из самых интересных — справа — была «подсмотрена» Поттером на одной из гравюр Рембранда 1635 года и перенесена на полотно: хозяйка чистит рыбу у колодца, а мужчина пытается отогнать собаку, нападающую на ребенка. Вдалеке прогуливается парочка. Известный русский историк искусства Александр Бенуа предположил, что Поттер изобразил себя и свою невесту. Их свадьба состоялась годом позже. В создании подобных работ Поттеру не было равных, и всё же заказчица отказалась принять картину: её шокировало слишком «откровенное» поведение одной из коров, стоящей почти в центре второго плана. Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно: в разное время оно входило в собрания сначала Фридриха I, а затем императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта. В 1815 году Александр I приобрел полотно для Эрмитажа. Паулюс Поттер прожил всего 29 лет и умер от туберкулеза. Тем не менее, за свою короткую жизнь мастер успел создать около 130 произведений.

Стен, Ян. 1625 или 1626-1679 Больная и врач Голландия, Около 1660 г.

Борх, Герард тер. 1617-1681 Бокал лимонада Голландия, 1660-е гг.

Получение письма Голландия, 1650-1660-е гг. Борх, Герард тер, мастерская. 1617-1681

Мирис, Франс Янс ван Старший. 1635-1681 Утро молодой дамы Голландия, Около 1659-1660 гг.

Метсю, Габриэль. 1629-1667 Завтрак Голландия, Около 1660 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677 Зимний вид на реке Голландия, Около 1645 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677 Пейзаж с мельницей Голландия, Около 1646 г.

Рейсдал, Якоб Изакс ван. 1628 или 1629-1682 Болото Голландия, 1660-е гг.

Один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно "Болото" было создано гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом, подошедшим в середине XVII в. к осмыслению природы как символа вечности. Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех сторон окруженных болотом. Вода, источник жизни, здесь грозит все поглотить своей трясиной. Чахнет молодая береза, теряет последние силы погибающий бук. И все же буйство зеленой листвы, необычайная сила, с которой разрастается, стремится ввысь, к свету все живое, дает надежду. Вдалеке видна чистая полоска горизонта, и к ней стремится, выходя на твердую землю, заплутавший путник. Обобщая эту величественную и трагическую картину бытия, Рейсдал выделяет каждую деталь и любуется ею, передавая нежность цветущих кувшинок, отражения деревьев в воде, испуг улетающей птицы. Листва расцвечена теплыми красками осени, а темные землисто-оливковые тона постепенно растворяются в свете голубоватых далей. Художник-философ, Рейсдал постигает сущность законов бытия и создает новый тип психологического пейзажа, открывающего путь поздним романтикам.

Если Босх и Брейгель в работах на этот сюжет изображали подобие реальной операции, то Браувер - скорее фиктивную. "Врач" лишь надрезал бровь "пациента", в то же время доставая окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "рвача". Один - с повязкой на лбу - сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему "Извлечение камня глупости", воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем.

Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman

Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.

Франс Халс - Мужской портрет.

Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии

Питер Клас - Завтрак с ветчиной

Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом

Ян Стен - Брачный контракт

Питер де Хох - Служанка и солдат.

Питер де Хох - Хозяйка и служанка

Янсенс Элинга, Питер. 1623-1682 Комната в голландском доме Голландия, Конец 1660-х - начало 1670-х гг.

Некоторые из голландских мастеров XVII века испытали влияние искусства Италии или Франции, однако, особая наблюдательность и трогательная любовь к деталям не позволяет спутать живопись Голландии ни с одной другой живописной школой.

Ян Стен. Гуляки

Кроме домашних концертов, голландских художников вдохновлял широкий круг бытовых сцен. Их заботливый интерес вызывали события и простые предметы, окружавшие людей каждый день.

Кейзер Томас Хендрикс.Портрет мужчины (1632)

Это, по всей вероятности, портрет амстердамского купца, немолодого (ему 66 лет, как об этом свидетельствует надпись), но полного сил и энергии. Некрасивое, несколько одутловатое и обветренное лицо, неуклюжая, слишком полная фигура, на которой не сходятся полы кафтана, и коротковатые руки не вызвали у художника желания приукрасить модель. Купец предстает перед нами таким, каким оп был. Но помимо внешнего сходства де Кейзер раскрыл и другое — внутреннее достоинство человека, гордого независимостью своей родины, довольного успехами своего дела и самим собой, т. е. создал новый тип, тип тогдашнего бюргера — активного участника событий, бодрого, энергичного, жизнерадостного .

Порселлис, Ян. 1584-1632 Море в пасмурный день Голландия, Около 1630 г.

Голландская жизнь была неразрывно связана с морем. Именно в этой стране появилась особая разновидность живописи — марина, морской пейзаж. Основоположником этого нового жанра стал Ян Порселлис. Художника интересовало только море, всё остальное — людей и берега, лодки и корабли — мастер воспринимал только в связи с ним. Холодом веет в этой картине от хмурого неба и волнующейся поверхности воды. Они увидены глазами человека, близко знающего суровый нрав Северного моря. Впечатление беспредельности и подвижности водного простора усиливают изображения накренившихся кораблей. Порселлис изучал оснастку и виды морских судов, их изображения всегда фотографически точны. Вода и небо объединены серебристо-серым колоритом, почти осязаемо передающим насыщенную влагой и светом атмосферу. Внимание к разным состояниям морской стихии напоминает о постоянной борьбе, которую голландцы испокон веков вели за отвоёвывание у моря земель, пригодных для жилья и ведения хозяйства. Эта извечная битва человека и природы во многом определила специфику вполне практического понимания жизни и искусства. Живописное воплощение стихии воды стало одним из важнейших открытий голландской школы XVII века.

До сих пор картины малых голландцев – в числе самых любимых у знатоков. Каждый предмет художники писали с исключительным пониманием его фактуры и формы.

Гойен, Ян ван. 1596-1656 Пейзаж с крестьянской хижиной Голландия, 1631 г.

"Пейзаж с крестьянской хижиной" - самая ранняя картина выдающегося пейзажиста Яна ван Гойена в собрании Эрмитажа. Художник изобразил крестьянский дом с обветшалой крышей и небольшое подворье за дощатым забором. Чуть поодаль - водоем, еще одна хижина на другом берегу и вдалеке - лодка с рыбаками. Гойен блестяще владеет разнообразными приемами. Мастер свободно обрисовывает кистью замысловатый изгиб крыши, красочными пятнышками создает густую листву деревьев, черенком проводит извилистые линии по доскам забора. Характерные признаки ранних пейзажей ван Гойена - контраст светлых и темных планов, а также умение "раздвинуть" в глубину пространство, уводя взгляд зрителя от крупных форм к более мелким. Так, группа крестьян у хижины сопоставляется с еле заметной фигуркой рыбака у дальнего берега.

Очень популярны были небольшие портреты старушек, занятых рукоделием, купальщиков на берегу рек, докторов и посещаемых ими больных.Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.Особенно популярны были работы Герарда Терборха, автора изысканного и тонкого, а также Яна Стена, одаренного ироничным и насмешливым взглядом на мир.По произведениям голландских живописцев можно подробно изучать городскую архитектуру, национальный костюм, а также нравы и обычаи Нидерландов 17 столетия.

Морелсе, Паулюс. 1571-1638 Портрет молодой женщины с жемчужной цепью Голландия, XVII в.

Бейерен, Абрахам ван. 1620/21-1690 Закуска (Натюрморт с крабом, фруктами и часами) Голландия, 1650-1660-е гг.

Проезжие на привале Голландия, Вауверман, Филипс . 1619-1668

Мирис, Виллем ван. 1662-1747 Амур и Психея Голландия, XVIII в.

Верф, Адриан ван дер. 1659-1722 Изгнание из рая Голландия, 1700 г.

Вауверман, Ян. 1629-1666 Крестьянский двор и мельница Голландия,

Итальянский пейзаж Голландия, Около 1650 г.Асселейн, Ян, круг, ок. 1610-1652

Темпел, Абрахам ван ден. 1622/23-1672 Портрет молодой дамы в черном Голландия, 1670 г.

Изображение элегантной молодой женщины с цветком в руке, задумчиво стоящей у парапета на фоне парка - один из блестящих примеров парадного голландского портрета второй половины XVII в. Мягкая драпировка горчично-коричневого занавеса оттеняет миловидное, окруженное легкими светлыми кудрями лицо. Тяжелый шелк платья, роскошное плотное кружево, перстни и драгоценности написаны художником с блестящим мастерством. Декольте, линию которого подчеркивает оторочка из белого газа, жемчужная нитка на шее, нити жемчуга на запястьях рук и тяжелые серьги являлись самыми модными деталями костюма того времени. Цветок в изящной женской руке символизирует скромность. Особое настроение создается закатным светом глубокого вечера, на фоне которого белеют статуи Амура и Венеры.

Вейк, Томас, ок. 1616-1677 Итальянский пейзаж с отдыхающими путниками Голландия

Евангелист Лука Голландия, Конец 1640-х гг.Конинк, Саломон. 1609-1656

Ливенс, Ян. 1607-1674 Голова седобородого старика в профиль (Портрт старика) Голландия, 1631-1632 гг.

Колониа, Адам. 1634-1685 Благовестие пастухам Голландия

Вервилт, Франсуа, ок. 1620-1691 Вдова алхимика Голландия, 1674 г

Гойен, Ян ван, школа. 1596-1656 Пейзаж с домиками на берегу реки Голландия

Лингелбах, Иоханнес. 1622-1674 Приморская гавань в Италии Голландия, 1667 г.

В России очень любили голландскую живопись. Северный климат обеспечил сходство этих двух стран, что особенно заметно в Санкт-Петербурге. Множество рек постоянно грозили городу наводнением, вызывая сравнение с Амстердамом.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: