. 280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Государственный образовательный стандарт
280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Государственный образовательный стандарт

280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России _____________ В.Д.Шадриков " 06 " сентября 1995 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Вводится в действие с даты утверждения Москва, 1995 г. - 2 - 1. Общая характеристика специальности 320700 - Охрана окру- жающей среды и рациональное использование природных ресурсов. 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного коми- тета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180 1.2. Квалификация выпускников - инженер-эколог, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области технологии. Охрана окружающей среды составляет часть инженерной деятель- ности, которая включает в себя совокупность методов, способов и средств исследования, контроля и управления воздействием на окру- жающую среду, рационального использования природных ресурсов, обеспечения устойчивого развития. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по специаль- ности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использова- ние природных ресурсов являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду (технологические аппараты, отдельные процессы, производства и тер- ритории в целом), потоки загрязняющих веществ, сточных вод, отхо- дящих газов, твердых, жидких и газообразных отходов, системы регу- лирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, системы разме- щения, переработки или захоронения отходов, включая средства и ме- тоды мониторинга и контроля воздействия на окружающую среду. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в соответствии с фу- ндаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - научно-исследовательская - проектно-конструкторская - инженерно-технологическая - производственно-управленческая - 3 - - экспертная Инженер-эколог может в установленном порядке работать в обра- зовательных учреждениях. ї22. ї0Требованияї2 ї0к уровнюї2 ї0подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе инженераї2 ї0по специальности 320700ї2 - ї0Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. 2.1. Общие требования к образованности инженера-эколога. Инженер-эколог отвечает следующим требованиям: - знаком с основными гуманитарными и социально-экономическими учениями, способен научно анализировать социально-значимые пробле- мы и процессы, владеет методами гуманитарных наук, умеет использо- вать их в различных видах профессиональной и социальной деятель- ности; - мотивирован в соответствии с гуманистическими ценностями, умеет обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позиции; - знает основы Конституции Российской Федерации,этические и правовые нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окру- жающей среде, умеет применять их при разработке экологических и социальных проектов; - имеет целостное представление о процессах и явлениях, про- исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности совре- менных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержа- ние и возникающих при выполнении профессиональных функций; - способен продолжить обучение и вести профессиональную дея- тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); - имеет научное представление о здоровом образе жизни, владе- ет умениями и навыками физического самосовершенствования; - владеет культурой мышления, знает его общие законы, спосо- бен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; - умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; - владеет знаниями основ производственных отношений и принци- - 4 - пами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; - умеет использовать методы решения оптимизационных задач; - способен в условиях развития науки и изменяющейся социаль- ной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих воз- можностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы наук, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - способен к научно-исследовательской и проектной деятельнос- ти в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, провести их качественный и количественный ана- лиз; - способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им дисциплин; - готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, зна- ком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоре- чивых требований, знает основы педагогики; - методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над междисцип- линарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономи- ческим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера-эколога соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму со- держания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Об- щие гуманитарные и социально- экономические дисциплины", утверж- денным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. - 5 - 2.2.2. Требования по общим математическим и естественнонауч- ным дисциплинам. Инженер-эколог должен: в области математики и информатики иметь представление: - о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; - об основных математических структурах и методах; - о математическом моделировании; - об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: - основные понятия и методы математического анализа, теории дифференциальных уравнений, аналитической геометрии, линей- ной алгебры, теории функций комплексного переменного, опе- рационного исчисления, теории вероятностей и математической статистики; - математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике, учитывая границы применимости мате- матической модели; - вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: - операций с абстрактными объектами; - употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; - исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; - использования основных приемов обработки экспериментальных данных; - аналитического и численного решения алгебраических уравне- ний, обыкновенных дифференциальных уравнений, уравнений ма- тематической физики; - постановки и решения задач оптимизации; - программирования и использования возможностей вычислитель- ной техники и программного обеспечения; в области физики, химии, экологии, наук о Земле иметь представление: - 6 - - о фундаментальном единстве естествознания, его незавершен- ности и возможности дальнейшего развития; - о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; - о современных физических эффектах, перспективных для пост- роения технических устройств; - о физическом моделировании и его связи с математическим мо- делированием; - о дискретности и непрерывности в природе; - о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состо- яние и наоборот; - о динамических и статистических закономерностях в природе; - о вероятности как объективной характеристике природных сис- тем; - об измерениях и их специфичности в различных разделах ес- тествознания; - о фундаментальных константах естествознания; - о принципах симметрии и законах сохранения; - о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; - о состояниях в природе и их изменениях со временем; - об индивидуальном и коллективном поведении объектов в при- роде; - о времени в естествознании; - о качественном различии движения и эволюции в природе; - об основных объектах химии и химических процессах; - о взаимосвязи состава, структуры, свойств и реакционной способности химических веществ; - об основных закономерностях эволюции химических систем; - о Земле и процессах ее эволюции; - об основных почвенных, гидрологических и гидрогеологических процессах; - об основах климатологии и метеорологии; - о биосфере и направлении ее эволюции; - о целостности и гомеостазе живых систем; - о взаимодействии организма и среды, сообщества организмов, экосистемах; знать и уметь использовать: - основные физические объекты (вещество, поле, частицы, физи- - 7 - ческие устройства); - комплекс базовых физических моделей (классическая физика корпускулярных систем, классическая физика континуума, квантовая физика, статистическая физика); - основные законы физики, лежащие в основе изучаемых явлений; - физические методы для решения профессиональных задач; - основные понятия и законы химии; - свойства основных классов химических объектов; - методы предсказания возможности протекания химических реак- ций; - кинетическое описание протекающих процессов; иметь опыт: - планирования,постановки и обработки химического эксперимен- та с использованием современных математических методов и ЭВМ; - численных оценок порядков величин, характерных для различ- ных разделов естествознания; - выделения и очистки веществ, определения их состава и структуры молекул; - определения фазового состава изучаемых систем; - безопасной работы с химическими объектами; 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: - о тенденциях развития различных отраслей материального про- изводства; - о месте и роли химической технологии в развитии науки, тех- ники и производства; - об основных разделах теоретической электротехники, теории автоматического управления и прикладной механики, о роли и месте этих дисциплин в развитии современной техники и тех- нологии; - о современных средствах машинной графики; - об основах проектирования технических объектов; - о функциях, принципах построения и элементной базе систем автоматического управления; - о системном подходе к проектированию технологических объек- - 8 - тов; - о научных и организационных основах мер ликвидации последс- твий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвы- чайных ситуаций. знать и уметь использовать: - способы и приемы изображения предметов на плоскости; - основные положения ЕСКД; - методы поверочных прочностных расчетов основных элементов оборудования; - методы составления и расчета простых электрических цепей; - принципы построения электрических схем оборудования и про- изводственных помещений; - принципы построения и анализа химико-технологических сис- тем; - принципы подбора применительно к конкретному технологичес- кому процессу соответствующих измерительных приборов; - основные методы разделения химических веществ; - организационно-экономические основы деятельности предприя- тий; владеть: - методами составления тепловых и материальных балансов тех- нологических аппаратов, установок, процессов и производств; - методами расчета и выбора аппаратуры для разделения газовых и жидких неоднородных систем; - методами выбора и расчета аппаратуры для очистки до необхо- димого уровня сточных вод и газовых выбросов, оборудования для размещения, переработки или захоронения отходов предп- риятий различных отраслей; - методами технико-экономического анализа инженерных решений; иметь опыт: - проектирования технологических процессов и основных аппара- тов для очистки сточных вод и газовых выбросов, переработки отходов; - выполнения эскизов деталей средней сложности и чертежей схем технологических процессов; - составления математических моделей конкретных процессов разделения и очистки веществ. - 9 - 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер-эколог должен: иметь представление: - об основных видах деятельности по контролю и управлению воздействием на окружающую среду и взаимосвязях между ними; - об основных промышленных производствах как источниках воз- действия на окружающую среду; - о жизненных циклах основных видов промышленной продукции и методах их анализа; - об особенностях воздействия человека на компоненты биосфе- ры, допустимой экологической нагрузке на окружающую среду, способах и технике минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду; - о перспективах развития техники и технологии защиты окружа- ющей среды и их взаимосвязи со смежными направлениями нау- ки, техники и технологии; знать и уметь использовать: - принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды и основные задачи в области контро- ля и управления антропогенным воздействием на окружающую среду; - методы инструментального анализа в различных средах загряз- няющих веществ и других факторов антропогенного воздействия на окружающую среду; - правовую и нормативно-техническую документацию по вопросам защиты окружающей среды и рациональному использованию при- родных ресурсов; - методы оценки экологической и эколого-экономической эффек- тивности природоохранных мероприятий; иметь опыт: - работы с опасными химическими веществами и другими фактора- ми воздействия на окружающую среду; - владения рациональными приемами поиска, сбора и хранения информации по вопросам охраны окружающей среды и использо- вания природных ресурсов, а также анализа информации по поставленной конкретной задаче в данной области; - организации и осуществления экспериментальных исследований по очистке отходящих газов и сточных вод, переработки и - 10 - контроля технологических процессов с использованием совре- менных средств и приборов; - владения принципами современного технического анализа и на- выками обращения с соответствующей аналитической аппарату- рой и приборами; - составления и анализа принципиальных технологических и ап- паратурных схем технологических процессов; - проведения обследования и оценки экологической деятельности производства и разработки рекомендаций и предложений, нап- равленных на ее совершенствование. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера- эколога определяются высшим учебным заведением с учетом осо- бенностей специализации. ї23. ї0Минимум содержанияї2 ї0образовательной программыї2 ї0для подготов- ки инженера-эколога по специальности 320700 ї2- ї0Орана окру- жающей среды и рациональное использование природных ресур- сов. _________________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего часов разделы _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ГСЭ.00 Цикл общих гуманитарных и социально-экономичес- 1800 ких дисциплин Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисципли- ны", утвержденным Государственным комитетом Российской Феде- рации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дис- циплины 3330 Математика и информатика 800 - 11 - ЕН.01 Математика: алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; гео- метрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхнос- тей, элементы топологий; дискретная математика: логичес- кие исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамма- тики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчисления, элементы теории функций и функ- ционального анализа, теория функций комплексного перемен- ного, дифференциальные уравнения; вероятность и статисти- ка: элементарная теория вероятностей, математические ос- новы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процес- сов; модели решения функциональных и вычислительных за- дач; алгоритмизация и программирование; языки программи- рования высокого уровня; базы данных; программное обеспе- чение и технология программирования; компьютерная графи- ка. Общие естественнонаучные дисциплины 2360 ЕН.03 Физика: 400 физические основы механики: понятие состояния в класси- ческой механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостати- ка в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интеграль- ной и дифференциальной форме, материальные уравнения,ква- зистационарные токи, принцип относительности в электроди- намике; - 12 - физика колебаний и волн: гармонический и ангармо- нический осциллятор, физический смысл спектрального раз- ложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпози- ции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала термо- динамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кине- тические явления, системы заряженных частиц, конденсиро- ванное состояние. ЕН.04 Химия: 1490 ЕН.04.01 Общая и неорганическая химия: 300 периодическая система и строение атомов элементов; хими- ческая связь (ковалентная связь, метод валентных связей, гибридизация, метод молекулярных орбиталей, ионная связь, химическая связь в комплексных соединениях); cтроение ве- щества в конденсированном состоянии; растворы (способы выражения концентраций, идеальные и неидеальные растворы, активность); растворы электролитов;равновесия в раство- рах; окислительно-восстановительные реакции; протолити- ческое равновесие; гидролиз солей; скорость химических реакций; химия элементов групп периодической системы. ЕН.04.02 Органическая химия: 400 классификация, строение и номенклатура органических сое- диненийї2;ї0 классификация органических реакцийї2;ї0 равновесия и скорости, механизмы, катализ органических реакцийї2;ї0 свойс- тва основных классов органических соединений: алканы, циклоалканы, алкены, алкины, алкадиены, ароматические со- единения, галогенпроизводные углеводородов, спирты, фено- лы, эфиры,тиоспирты, тиофенолы, тиоэфиры, нитросоедине- ния, амины и азосоединения, альдегиды и кетоны, хиноны, карбоновые кислоты, гетероциклические соединения, элемен- - 13 - тоорганические соединения; элементы биоорганической хи- мии: пептиды, белки, протеиногенные аминокислоты, углево- ды; основные методы синтеза органических соединений. ЕН.04.03 Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: 260 элементный, молекулярный, фазовый анализ; качествнный анализ; методы разделения и концентрирования веществ; ме- тоды количественного анализа (гравиметрический анализ, титриметрический анализ, кислотно-основное, окислитель- но-восстановительное, осадительное и комплексонометричес- кое титрование); физико-химические методы анализа; элект- рохимические методы анализа; хроматографический анализ. ЕН.04.04 Физическая химия: 400 основы химической термодинамики: начала термодинамики, термодинамические функции, химический потенциал и общие условия равновесия систем, термодинамические свойства га- зов и газовых смесей; фазовые равновесия и свойства раст- воров: равновесия в однокомпонентных системах, термодина- мические свойства растворов, равновесия в двухфазных двухкомпонентных системах, равновесие в трехкомпонентных системах; химическое равновесие; термодинамическая теория химического сродства; равновесия в растворах электроли- тов; термодинамическая теория Э.Д.С.; химическая кинетика: формальная кинетика, теории химичес- кой кинетики, кинетика сложных гомогенных, фотохимичес- ких, цепных и гетерогенных реакций; катализ: гомогенный и ферментативный катализ, адсорбция и гетерогенный катализ. ЕН.04.05 Поверхностные явления и дисперсные системы: 130 термодинамика поверхностных явлений; адсорбция, смачива- ние и капиллярные явления (адсорбция на гладких поверх- ностях и пористых адсорбентах, капиллярная конденсация); адгезия и смачивание; поверхностно-активные вещества; ме- ханизмы образования и строение двойного электрического слоя; электрокинетические явления; устойчивость дисперс- ных систем (седиментация в дисперсных системах, термоди- намические и кинетические факторы агрегативной устойчи- вости); мицелло-образование; оптические явления в дис- персных системах; системы с жидкой и газообразной диспер- - 14 - сионной средой; золи, суспензии, эмульсии, пены, пасты; структурообразование в коллоидных системах. ЕН.05 ї2 ї0Основы экологии: 200 основные понятия экологии: популяция, сообщество, абиоти- ческая среда, биогеоценоз, экологическая система; энергия в экосистемах, трофические цепи и уровни; структура и ос- новные компоненты экосистемы; свойства экологических сис- тем и закономерности их функционирования; гомеостаз эко- систем; популяционный анализ; искусственные экосистемы; моделирование экосистем; строение биосферы; живое, косное и биокосное вещество; систематика растений и животных; основные закономерности роста и развития растений; фото- синтез; транспирация; дыхание растений; основные законо- мерности водопотребления растений; основы климатологии; основы почвоведения; роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия почвообразования; эрозия и деградация почв; основы биогеохимии; биогеохимический круговорот ве- щества и связанные с ним формы удержания, перераспределе- ния и накопления энергии; биогеохимические круговороты основных биогенных элементов и их нарушение человеком; основные понятия системной экологии; экология человека и проблемы экоразвития; экологическое нормирование; гло- бальные и региональные экологические проблемы; принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов и яв- лений, происходящих в окружающей среде. ЕН.06 Науки о Земле 270 Почвоведение: роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия поч- вообразования; основные почвенные процессы; обмен энерги- ей и веществом между литосферой, биосферой и внешней сре- дой; закон зональности, основные типы и свойства почв по почвенно-географическим законаам; строение и состав почв; моделирование и прогнозирование почвенных процессов; изм- енения почв при освоении, мелиорации и рекультивации; бо- нитировка и экономическая оценка почв; окультуривание почв; эрозия и деградация почв. - 15 - Гидрология: основы гидрометрии; общие закономерности гидрологических- процессов;способы определения расчетных характеристик го- дового стока и его распределения по месяцам; определение максимального и минимального стока; методика расчета ис- парения с водной поверхности и суши; воднобалансовые рас- четы при налимчии, недостатке и отсутствии гидрологичес- ких наблюдений; расчет регулирования стока и трансформа- ции паводков водохранилищами; расчет потерь воды из водо- хранилищ. Климатология и метеорология: климат и климатообразующие факторы; формирование и дина- мика климата; антропогенное влияние на климат Земли; сол- нечная радиация, радиационный баланс, фотосинтетически активная радиация; микроклимат и фитоклимат; метеорологи- ческие наблюдения и прогнозы. Геология и гидрогеология: строение, состояние Земли и Земной коры; эндогенные и эк- зогенные геологические процессы; процессы формирования, состав и свойстава подземных вод; прогноз изменения коли- чества и качества подземных вод. Ландшафтоведение: классификация геосистем; функционирование, продуктивность, устойчивость ландшафтов; ландшафт и этногенетические про- цессы. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом ( факультетом ) 170 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1290 ОПД.01 Инженерная графикаї2:ї0 170 начертательная геометрияї2: ї0метод проецирования, проекции геометрических образов, позиционные задачи, метрические задачи, аксонометрические проекцииї2;ї0 черчениеї2:ї0 изображения - виды, разрезы, сечения, выносные элементы, геометричес- кие основы форм деталей, аксонометрические чертежи и тех- нические рисунки, изображения соединений деталей, чертежи - 16 - и эскизы деталей и сборочных единиц, нормативно-техничес- кая документацияї2. ОПД.02 Прикладнаяя механикаї2: ї0 120 теоретическая механика: аксиомы статики; приведение сис- тем сил к простейшему виду; условия равновесия; кинемати- ка точки; кинематика твердого тела; сложное движение точ- ки; динамика материальной точки; общие теоремы динамики; динамика твердого тела; сопротивление материалов: напря- жения и деформации при растяжении и сжатии, изгибе и кру- чении; прочность при сложном напряженном состоянии; тон- костенные оболочки; усталостная прочность материалов; прочность при совместном действии изгиба и кручения;ус- тойчивость сжатых стержней; устойчивость труб и оболочек при наружном давлении; детали машин:соединения деталей машин и аппаратов; валы и оси, их опоры и соединенияї2, подшипникиї2, ї0муфты, передачи вращательного движения, при- водыї2; ї0механические процессы в химической технологииї2: ї0из- мельчение, смешение, транспортировкаї2. ОПД.03 Электротехника и основы электроники ї2:ї0 120 электротехникаї2: ї0электрические цепи постоянного тока, ли- нейные однофазные электрические цепи переменного тока, трехфазные электрические цепи синусоидального токаї2;ї0 осно- вы промышленной электроникиї2: ї0электронные приборы, элект- рические измеренияї2; ї0электрооборудованиеї2: ї0трансформаторы, электрические машины, электрический привод, электрические печиї2;ї0 электроснабжениеї2. ОПД.04 Безопасность жизнедеятельности: 100 физиология труда и рациональные условия жизнедеятельнос- ти; особенности психологического состояния в чрезвычайных ситуациях; анатомно-физиологическое воздействие на чело- века опасных и вредных факторов, среды обитания, поражаю- щих факторов; характеристики чрезвычайных ситуаций, прин- ципы организации мер их ликвидации; методы и средства по- вышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; правовые, нормативно-техничес- - 17 - кие и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. ОПД.05 Основы гидродинамики, теплообменных и массообменных процессов 360 основы теории переноса импульса, теплоты, массыї2;ї0 теория физического и математического моделирования процессов пе- реносаї2; ї0гидродинамика и гидродинамические процессыї2:ї0 ос- новные уравнения движения жидкостей, гидродинамическая структура потоков, перемещение жидкостей, сжатие и пере- мещение газов, разделение жидких и газовых неоднородных систем, перемешивание в жидких средахї2;ї0 тепловые процессы и аппаратыї2: ї0основы теории передачи теплоты, промышленные способы подвода и отвода теплоты; массообменные процессы и аппараты в системах со свободной границей раздела фазї2; основы теории массопередачи и методы расчета массообмен- ной аппаратурыї2: ї0абсобция, перегонка и ректификация, экс- тракцияї2;ї0 массообменные процессы с неподвижной поверх- ностью контакта фазї2: ї0адсорбция, сушка, ионный обмен, растворение и кристаллизацияї2; ї0мембранные процессы . ОПД.06 Основы микробиологии и биотехнологии: 130 микробная, растительная и животная клетки - основной объ- ект биотехнологии; строение и химический состав клеток, основные биополимеры клеток, органеллы клеток; поступле- ние веществ в клетку и их метаболизм; ферментативный ка- тализ и основы кинетики биохимических реакций; характе- ристики, рост и культивирование микроорганизмов; методы обнаружения и выделения микроорганизмов; основные понятия генетики; основы биосинтетических процессов; инженерные основы биотехнологии; технологические приемы и аппаратур- ное оформление процессов выращивания микроорганизмов; технологические основы получения метаболитов; инженерная энзимология, иммобилизованные ферменты; прикладная генная и клеточная инженерия; биотехнологические производства; типовые схемы промышленных процессов получения важнейших продуктов биотехнологии; биотехнологичесая очистка сточ- ных вод; надежность биотехнологических систем и проблемы - 18 - охраны окружающей среды. ОПД.07 Экономика и организация производства: 120 экономические основы производства и ресурсы предприятий; основные фонды, оборотные средства, персонал, оплата тру- да, планирование затрат, технико-экономический анализ ин- женерных решений; финансовая и инновационная деятельность предприятий: юридические основы, финансовые отношения, налогообложение; основы управления деятельностью предпри- ятия, технология разработки и принятия управленческих ре- шений. ОПД.08 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавлива- емые вузом (факультетом) 170 СД.00 Специальные дисциплины 1422 СД.01 Промышленная экология: 250 иерархическая организация производственных процессов; критерии оценки эффективности производства; общие законо- мерности производственных процессов; технологические сис- темы (ТС): структура и описание ТС, синтез и анализ ТС, сырьевая и энергетическая подсистемы ТС; экологическая стратегия и политика развития производства; развитие эко- логически чистого производства, создание принципиально новых и реконструкция существующих производств; комплекс- ное использование сырьевых и энергетических ресурсов; создание замкнутых производственных циклов, замкнутых систем промышленного водоснабжения; комбинирование и коо- перация производств; основные промышленные методы очистки отходящих газов и сточных вод; технологические схемы очистки и применяемое оборудование; основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления; методы ликвидации и захоронения опасных про- мышленных отходов;технология основных промышленных произ- водств; характеристика сырья, физико-химические основы технологических процессов, технологические схемы и обору- дование; характерные экологические проблемы и пути их ре- - 19 - шения. СД.02 Основы управления воздействием на окружающую среду (экологический менеджмент): 460 СД.02.01 Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологи- ческая экспертиза: организация и развитие деятельности по управлению воз- действием на окружающую среду; взаимосвязь и особенности различных видов экологической деятельности (ОВОС, экспер- тиза, мониторинг, аудирование, контроль); основные ста- дии, состав, порядок разработки предпроектных материалов и проектов; процедура ОВОС при выборе площадки, разработ- ке ТЭО и проектов строительства предприятий; организация работ при проведении государственной экологической экс- пертизы; расчет загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха; расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов; определение размеров санитарно-за- щитных зон; расчет загрязнения водоемов; определение пре- дельно допустимых сбросов; анализ источников загрязнения атмосферы и водных объектов, определение приоритетных загрязняющих веществ и источников; оценка экологической эффективности технологических процессов и производств. СД.02.02 Производственный экологический контроль: воздействие на окружающую среду как объект контроля и уп- равления; организованное и неорганизованное воздействие на окружающую среду; залповое, аварийное, "ночное", "ви- димое" воздействие; использование ресурсов и готовой про- дукции как воздействие на окружающую среду; источники воздействия и отходы; размещение отходов; мониторинг ис- точников воздействия на окружающую среду; нормирование воздействия; регулирование воздействия на окружающую сре- ду; основные методы регулирования; системы регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ и системы удале- ния отходов; основные направления и аспекты экологической деятельности предприятия; цели и задачи производственного экологического контроля; объекты контроля; инженерные ме- тоды описания, оценки и прогноза воздействия на окружаю- щую среду; разработка и ведение экологических ситуацион- - 20 - ных планов промышленных площадок; организация и развитие деятельности в области производственного экологического контроля. СД.02.03 Экологическое аудирование: аудирование как вид профессиональной экологической дея- тельности; основные цели и задачи экологического аудиро- вания; классификация программ аудирования; общая методика разработки и реализации программы аудирования; использо- вание материалов программы аудирования; методы описания и оценки фактического воздействия производства на окружаю- щую среду, используемые в практике аудирования; метод ан- кетирования; метод материальных балансов и технологичес- ких расчетов; картографические методы; методы с использо- ванием фотосъемки и видеосъемки; направления приоритетных разработок программ экологического аудирования; использо- вание аудирования в экологическом контроле, при разработ- ке территориальных экологических программ, в экологичес- кой сертификации и страховании. СД.02.04 Экономика и прогнозирование промышленного природо- пользования: процессы промышленного природопользования как объекты эколого-экономического анализа и прогнозирования; приро- доохранительное законодательство; экономический механизм охраны окружающей среды; определение объемов платежей за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отхо- дов; экономическая оценка важнейших видов природных ре- сурсов; платежи за использование природных ресурсов; оп- ределение объемов штрафных санкций за нарушение природо- охранительного законодательства; формирование и расходо- вание территориальных экологических фондов; оценка эконо- мического ущерба от загрязнения окружающей среды; оценка экологического риска; экологическое страхование; экологи- ческая паспортизация промышленного предприятия анализ эколого-экономической эффективности капитальных вложений, разработки и внедрения новой техники, осуществления при- родоохранных мероприятий. - 21 - СД.03 Основы охраны окружающей среды 410 СД.03.01 Химия окружающей среды: основные физико-химические процессы в атмосфере,гидросфе- ре и почвенном слое; особенности распространения, транс- формации и накопления загрязняющих веществ в окружающей среде; изменение озонового слоя, атмосферные циклы соеди- нений серы и азота в тропосфере, образование смога и фо- тохимического смога; формирование состава и кислотности атмосферных осадков и поверхностных вод; эвтрофикация во- доемов; закисление и засоление почв. СД.03.02 Основы токсикологии: основные понятия токсикологии; параметры и основные зако- номерности токсикометрии; определение токсикологических характеристик; санитарно-гигиеническое нормирование; пре- дельно допустимые и временно допустимые концентрации; ос- новы токсикокинетики; специфика и механизм токсического действия вредных веществ; воздействие химических веществ на популяции и экосистемы; расчетные методы определения токсикологических характеристик веществ; специфика воз- действия радиоактивного излучения. СД.03.03 Экологический мониторинг: классификация видов и направлений деятельности систем мо- ниторинга; приоритетность измерений концентраций загряз- няющих веществ; особенности мониторинга в связи с прост- ранственными масштабами и дифференциацией сред; пробоот- бор и пробоподготовка; организация систем мониторинга; методы анализа объектов окружающей среды и оценки эколо- гической ситуации; основные средства мониторинга воздуш- ной, водной и других сред. СД.04. Дисциплины специализаций 322 СД.04.01 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) 100 Ф.00. Факультативы 450 Ф.01. Военная подготовка 450 - 22 - Практика 14 недель. Всего часов теоретического обучения 8262 Срок реализации образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 153 недели теоре- тического обучения, 14 недель подготовки квалификационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последипломного от- пуска. Примечания: 1. При разработке образовательно-профессиональной программы подготовки инженера Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма- териала для циклов дисциплин - в пределах 5 %, для дисциплин, вхо- дящих в цикл - в пределах 10% без превышения максимального недель- ного объема нагрузки студентов и при сохранении содержания, ука- занного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и соци- ально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физи- ческой культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль- но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических за- нятий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, професси- ональную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тема- тики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математи- ческих и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответс- твии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практи- ческие занятия по физической культуре и факультативным дисципли- нам. - 23 - 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методичес- ким объединением по химико-технологическому образованию; наимено- вание дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение по химико-технологическому образованию П.Д.САРКИСОВ Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г. ТАТУР Н.С. ГУДИЛИН Н.Л. ПОНОМАРЕВ

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: