. Текст: Алексей Погребной-Александров: Боярин — Традиция
Текст: Алексей Погребной-Александров: Боярин — Традиция

Текст:Алексей Погребной-Александров:Боярин

УДК:000 В предоставленной вашему вниманию статье, вы можете обнаружить и прочесть новые, возможно шокирующие и неизвестные, непривычные или не многим доступные данные, которые являются первичным источником отдельной части или всей изложенной информации первоначальных (или не совсем известных широкому кругу читателей) оригинальных исследований, которые когда-то, кем-то, как-то и где-то уже были опубликованы ранее небольшими тиражами и, возможно, лишь незначительная часть тезисов, мнений, исторического или научного материала и очень ранних публикаций — не дошедшия до многих современных читателей и отдельных писателей, делает их оригинальными и не совсем известными. Подробности — в статье и на странице обсуждения.

«не перечь, отрок… бо ярин я, и не вольно меня ослушаться!»

Боярин (от древнерусского «бо яр» — бо ярый, ибо в ярости, своевольный, жестокий) — одно из древних властных высших сословий знати (как жалованное или приобретённое, так и наследственное) на территории феодальной Руси (до XVII века), которые принимали непосредственное участие в выборах князей на царство; потомки родоплеменной знати, старшие дружинники — вассалы и члены княжеской думы, крепостные землевладельцы.

Обращение: барин, барыня . [1]

Боярское сословие было отменено царём Петром Великим (Первым) в 1711 году наряду с множественно-обширными реформами правительства и администрации России, а боярская дума распущена.

Содержание

Этимолого-морфологические свойства и значения [ править | править код ]

Падеж   отвечает на   ед. мн. Именительный    (кто/что?)  боя́рин   боя́ре  Родительный    (кого/чего?)  боя́рина   боя́р  Дательный    (кому/чему?)  боя́рину   боя́рам  Винительный    (кого/что?)  боя́рина   боя́р  Творительный    (кем/чем?)  боя́рином   боя́рами  Предложный   (о ком/чём?)  боя́рине   боя́рах 

бо - я́ - рин

  • Корень: -бояр-; суффикс: -ин-.

По сообщению словарно-энциклопедических источников — этимология слов, определяющих древнее русское сословие «бояр» не определено. Некоторые из них утверждают, что слово тюркского происхождения… однако, это натянутое пояснение можно было бы принять, если бы славяне и русские были турками.

  • При рассмотрении этимологии необходимо считаться с тем фактом, что ст.-слав. болѩринъ представляет собой наиболее древнюю форму. Поэтому Ягич (AfslPh 13, 288 и сл.) объяснял из неё др.-русск. бояринъ как результат влияния слова бои; см. также Преобр. 1, стр. XXVII; Соболевский, РФВ 71, 440. Слово боляринъ произошло из дунайско-болгарского (тюрк.) языка, откуда пришло в ст.-слав.; встречается в Беседах папы Григория Великого, Легенде о св. Вячеславе и др.; см. также Брюкнер, KZ 43, 324; 48, 175, который связывает др.-тюрк. boila и ср.-греч. βοιλᾶς, βοηλᾶς (Феофан), βολιάδες (Конст. Багр.), — это популярная точка зрения (см. ещё Mi. TEI. 1, 266; аналогично Брандт, РФВ 21, 210). Однако такой путь сопряжен с фонетическими трудностями, о которых см. на быля и Бернекер 1, 72. Реконструируемая Марквартом (Kumanen 26) праформа *bojla äri (тюрк.) также не приводит к желаемому результату. Более удовлетворительно в фонетическом отношении объяснение Корша (AfslPh 9, 492; ИОРЯС 7, 1, 44; 8, 4, 32; 11, 1, 278; см. также Младенов, RES 1, 45 и сл.; Бернекер, там же) из кокандск., башк., тат., туркм., азерб. bajar «хозяин; русск. офицер; чиновник», но это слово, согласно Мелиоранскому (ИОРЯС 7, 2, 283; 10, 2, 82), Каннисто (FUF 17, 144 и сл.), Малову (ОЛЯ 5, 137 и сл.), заимств. из русск. Иначе, но неубедительно, см. Бернекер, там же. Возм., правы Малов (там же) и Младенов (40), указывая источник в д р.-тюрк. bai «знатный, богатый» ±är, то есть «знатный человек», откуда боляринъ получено в результате влияния болии. Доказательство древности формы *бояринъ Корш (AfslPh 9, 492) усматривает — отнюдь не убедительно — в стяженном ба́рин, ба́рыня — из *бояринъ, *боярыни. Несомненно, ошибочна, наконец, этимология Шахматова (AfslPh 33, 86 и сл.) из др.-ирл. bó-aire < bó «корова», aire «господин» (в таком случае было бы *буяринъ; см. против этого Фасмер, RS 6, 196 и сл.). Это мнимо кельтское заимств. отсутствует как раз у зап. славян, которые должны были бы усвоить его в первую очередь . [2]
  • Крылов сообщает, что слово: «…вероятно, образовано с помощью суффикса -арь от существительного бои — „битва, сражение“. В этом случае слово имело первичное значение — „воин“» . [3]
  • По этимологическим пояснениям А. Н. Погребного-Александрова:
  • боярин(бояр, боярыч, боярыня, боярская) — древнее «русское» сложносоставное слово от «бо (ибо)яр(ярый)» и/или «бо (ибо) я „рич“» (богат, знатен, известен, славен); первоначально — было шуточным приветственным обращением собратьев по оружию (возможно «бандитствующих» условно русских племён древности до раннего средневековья с переходом в феодализм, что можно проследить в истории о войнах и становлении «первой» знати), которое воспринималось иноземцами как единое слово в сословном или знатном наименовании и закрепилось за древними представителями воинствующих чинов и служивых, перекочевав впоследствии в обиходно-светское значение при обращении к феодальной знати. В некоторых церковных книгах и источниках сообщается, что в летописи есть упоминания о боярах со странном названии «боляр(-е, -ы, -ин)», которое демонстрирует некую связь плёмён с общими предками и единым происхождением некоторых слов «слэнгового начала»: так англ.-сакс. «бол» — шары или яйца (в значении мужского органа), «яр» — ярость, ярый… или — «злобные яйца», что не далеко от значения «(и)бо ярен» и, что также соответствует выражениям — «приходящий из яра» или «прибывающий в ярости» . [4]
Первые укреплённые усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся ещё к VIII-IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удаётся установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения. Здесь могло проживать 20-30 человек. Именно в такой форме должны были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племён. тысячи таких дворов-хором стихийно возникали в VIII-IX веках по всей Руси [5]
  • В литературных изданиях и стихотворных сказаниях 1—2 века о нападении иудеев, князья и бояре пишутся через дефис, как относительно единое сословие с ударением на первый слог в слове «князья-бо́яре».
  • чехи Богемии, в древности именовались Boemi [6]  — бо е мы с боями (от) Чеха и Леха; [7]
  • бойи — пацаны-драчуны, бойцы; [7][8]
  • боярин — бой ар-ин бо яр(ый) . [7][9]
Пересечения [ править | править код ]
     — обрывистый (опасный) берег у реки (водоёма); (яр, ярен, яростен… — ярость) — срывающийся (что есть опасно) (Пример: «. не перечь им – бо яры: ещё прибьют ненароком» ) ;  — растения, «рисковано» высеваемые ранней весной (в срываемую от тепла к холоду погоду);
  • боя́рин лесо́в (Мельников 3, 266) — эвфемистическое название медведя.
  • В пересечении с иностранными языками, куда попало слово из древнерусского диалектического говора «бо я или бой: бояри — „бойари“ (арм.яз. „ари — приходить)»;
  • В звуковых вариациях ивр.   בא «бо» — приходящий («ба» — приходит), «яр» — лес, «бохэр» (где «х» глухой условный горловой звук между «х» и «г», а огласка «э» звучит «аэ») — избранный, выбранный, отобранный.
  • По гипотезе Ф. Е. Корша о тюркском, а именно кокандском, происхождении пишется, что — существует слово «бајар», означающем «вельможа, знатное лицо».
  • Одной из ранних славянских словарных форм боярина является слово «болярин» польск.   Bolyari , которое датируется 10-м веком в Болгарии, где предполагается что слово может быть обусловлено старым названием булгар — «boila», обозначающее «высокий аристократический сословный статус булгар». Вероятно — по замечаниям болгарских исследователей, слово преобразовалось путем «boilar» или «Биляр» в «bolyar» и «bolyarin». В поддержку этой гипотезы приводят дипломатический протокол византийского императора Константина VII от 10-го века, где болгарских дворян называют «boliades» , [10] в то время как в 9-ом веке летописные источники называют их «boila» , [11] хотя эти слова больше походят на сленговые выражения «пацаны» (тюрк. «б(о/а)ла» или англ.-сакс. «бой», но возможно что и последнее произошло от стар.-слав.-русс. «бой», как синоним — «драчливый, озорной, воинственный») . [12]
  • В итальянском — «boiardo», «boiaro»
  • В немецком — «Bojar»
  • Есть и франц.   baro с первоначальным значением — человек, мужчина, от которого происходят сословное наименование «барон» . [13]
Ещё одно мнение [ править | править код ]

Мнение об образовании термина «боярин» от древнего аварского диалекта в слове «бо», что в современном значении соответствует словосочетанию — «избранное общество» («приходящее войско», что соответствует значению ивр.   בא  — приходящий), и славянского слова «яр», а возможно и от имени божества — «Ярило», где «Яр» (ярый, яростный, лютый) и «Ла» (четвёртый идол славяно-руссов язычников «Лад», «Ладо», «Лада» (ладить, ладушки), относящиеся к весне, теплу, зарождению любви и новой жизни в законах природы) может иметь место, но требует дополнительного анализа и исследований так как нет единого мнения о реальном существовании божества «Ладо» в славянской истории; Б. А. Рыбаков выдвинул гипотезу, что культ Лады имеет индоевропейские корни, сопоставляя её с древнегреческой богиней «Лето» и древнеримской Латоной..

Известное из истории Русского государства [ править | править код ]

История [ править | править код ]

Возникновение бояр относится ко времени распада славянских родоплеменных союзов в VI—IX вв., хотя в ранних произведениях I—II веков упоминаются боярские люди в ряду княжеского — единого сословия, и пишутся через дефис «князья-бояре» . [15] В X—XI вв. бояре разделились на два слоя: княжеские — княжеские мужи (огнищане) и т. н. земские (старцы градские) потомки родоплеменной знати. В X — XI веках, уже играют заметную роль в управлении, занимают положение сразу после великого князя. До XVI века (установление централизованного государства) бояре являлись вассалами князя и были обязаны служить в княжеском войске. С другой стороны, они имели право сменить сюзерена. Бояре владели наследственными уделами земли — вотчинами, в которых обладали абсолютной властью.

Влияние бояр, как политическое, так и экономическое, ослаблялось в периоды централизации и значительно усиливалось в периоды феодальной раздробленности. Так, например, оно было огромным в Новгородской феодальной республике, где все вопросы решались при помощи боярских советов, а должность князя была выборной. Похожая ситуация была в XIII веке в Галицко-Волынском княжестве. В некоторых княжествах — Черниговском, Полоцко-Минском, Муромо-Рязанском — влияние бояр было столь сильным, что там не смогла сложиться сильная великокняжеская власть.

После усиления княжеской власти начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Возникли так называемые путные бояре (признавшие единоправие князей и княжества, и идя к ним во-служение не «спустя рукавов»), которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий и др.). В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV века было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

С XV века возникает звание боярина — высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы — совещательного органа при великом князе, позже при царе. Одновременно происходили существенные изменения в составе боярства: царская власть подавляла выступления бояр, сопротивлявшихся централизации, особенно сильный удар по боярам нанесла опричнина Ивана IV. К концу XVII века многие знатные боярские роды вымерли, другие экономически ослабли, большое значение приобрели нетитулованные бояре и дворянство. Поэтому в XVII веке стирались различия между боярами и дворянами, в частности, между наследственным (вотчинным) и поместным землевладением, формально отмененное в 1714 году. Отмена в 1682 году местничества окончательно подорвала влияние бояр. Звание боярин формально не было отменено Петром I, однако с начала XVIII века не было случаев пожалования этого звания кому бы то ни было в России. Последним русским боярином был И. Ю. Трубецкой, который умер 27 января 1750 года.

Боярские чины [ править | править код ]
  • Боярин и слуга. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя Щербатова чин Боярин и слуга впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Воротынский, Михаил Иванович. По мнению Г. П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов, Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение страдать за Русскую землю было заменено на служить государю.
  • Боярин и оружейничий ведал царским оружием и оружейной комнатой, а также преданной ей мастерами и художниками. Вначале должность называлась Оружейничий. С 1677 года на эту должность начали назначать бояр, и она стала называться Боярин и оружейничий. Первый боярин и оружейничий был Пушкин, Григорий Гаврилович. В 1690 году должность отменили. Последним боярином и оружейничим был Шереметьев, Пётр Васильевич.
  • Боярин и конюший. Боярином и конюшим был Борис Годунов, поэтому иностранные писатели ошибочно считали должность боярин и конюший высшей должностью для бояр. В ведении боярина и конюшего состояли все царские конюшни и заводы. К некоторым конным заводам были приписаны волости. По сведениям английского посланника Флетчера годовой доход Бориса Годунова на должности конюшего составлял 12 тысяч рублей в год, хотя доход обычного боярина составлял не более 700 рублей в год. Первым боярином и конюшим был назначен в 1496 годуЧилядник, Андрей Фёдорович. Последним — Романов, Александр Никитич. После него должность стала называться конюший.
  • Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Сабуров, Михаил Фёдорович, который умер в 1465 году. Последним — Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. Эти должности существовали до Михаила Фёдоровича. При нём княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом. При Алексее Михайловиче Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.
Численность бояр [ править | править код ] Царствование Количество бояр, человек Иван III от 5 до 21 Василий III до 38 Иван Грозный до 48 Фёдор I Иоаннович до 25 Борис Годунов до 26 Лжедмитрий I до 41 Василий Шуйский до 36 Семибоярщина до 30 Михаил Фёдорович до 28 Алексей Михайлович до 33 Фёдор III Алексеевич до 24 в 1676 году Пётр I до 51 в 1686 году до 26 в 1691 году

С приходом к власти Иоанна III, крушении Османской империи, и захвате государства Новгородского и государства Псковского, при подчинении этих территорий Московским княжеством и объединения населения Руси в единое новое государственное формирование под будущем названием «Россия», народное управление «вече» было упразнено и власть бояр стала сходить на нет. С захваченных территорий бояре и иная знать ссылались на поселение в город Москва. Переселение бояр и их семей осуществлялось сроком не менее трёх лет и таковых местные жители называли — «жильцы».

По поводу следующего этапа ослабления власти и влияния бояр А. Н. Погребной-Александров пришет на страничках «Лицевой книги» ( англ.   Facebook ): «Являясь оплотом старых традиций и власти, при поддержке „забитого“, а порою и фанатичного сообщества земли Русской, бояре всяким образом сдерживали начинания — как Петра, так и предшествующей власти, и не давали возможности к решительным действиям в новых преобразованиях с различными изменениями в государстве; все новшества, идущие в разрез привычкам и древним верованиям, принимались боярами в штыки — как проявление деспотизма и демонизма западных традиций, разрушающих умиротворённость со спокойствием давно установившейся на Руси власти: бушующий в тесноте Запад, с его борьбой за сферы влияния, был чужд сонному и соразмеренному царству Востока, куда издревле бежали и спасающиеся от нововведений и преобразований европейские семьи и целые народы. И теперь, следом за бежавшими распространялась и надвигалась на Русь „зараза“ Запада, пугая повторами „погонь за ведьмами“, с самосудами под прикрытием веры и варварскими убийствами целых поселений. Сам новый царь-император являлся проводником нововведений, чуждых всему русскому того времени. Как и при Иване Грозном, все пояснения, толкования и противоречия бояр Пётр принимал за „дурь“, которые не желали и/или не могли понять и принять его идей и предложений. Они были воспитаны по-другому. Не могли быть восприняты Петром чаяния из уст древних вассалов феодальной власти не воспитанных по-западному научению, но живущих по традициям исконно русским и условно древним. Невнятные разуму Петра с малолетства (хотя и рождённом на землице Родимой, но не в России-матушке взращённом и нянек иноземных молоком вскормленном) формулировки в значених древних слов раздражали: как же было осознать отроку неписанных истин пращуров, схоронённых на устах народа, и, почетаемых, а не почитаемых издревле — соблюдаемых в традициях каждым старцем, от тех — славных веков, со времён великого царства; в боях и победах с сотворениями миров за славу и волю своёй Отчизны. Как было понять Петру — Великому преобразователю, речи боярские, когда он — по большей мере немецким да ангельским наукам в Европах обучался и на заморских мовах глоголить изволил. Да, трудно было боярам без писанного „современные“ тексты того времени изрекать с использованием иностранных слов, что и по ныне в привычке у чиновных холопов и власти предержащих воротил сохраняется, но… по отношению к исконному и народному, а не иноземному».

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: